В этом труде я бы хотел рассмотреть, действительно ли Тора существовала до того, как она была явлена Израилю на Синае через Моисея. Есть множество людей, которые считают, что не только евреи должны повиноваться Торе. Если существует ясное свидетельство того, что Тора соблюдалась и изучалась до Синая и до появления еврейского народа, это положит конец всем дискуссиям.
Мидраш
утверждает,
что хотя наши
предки жили
задолго до
того, как
Тора была
дана нам на
горе Синай,
они соблюдали
Мицвот
(Божественные
заповеди),
которые
впоследствии
Тора
заповедала
их потомкам.
Эта идея
повторяется
Хазалом во
многих
других
местах (см.
напр., Йома 28б,
Раши на Бытие
26:5, Раши на
Бытие 32:5 –
«Йааков
сказал: ‹Я
обитал у
Лавана,
однако
соблюдал все
613 Мицвот›»).
Патриархи учили этим Мицвот своих детей, 12 колен. Они, в свою очередь, также соблюдали все Мицвот Торы (Танна Д’вей Элийаѓу, гл. 6). И праотцы наши не только были внимательны к будущим *библейским* заповедям, они также учитываливали будущие *раввинские* предписания (Йома 28б).
Ашем
явил нашим
праотцам
Мицвот,
которые Он
собирался
дать евреям
позже.
Праотцы, из своей
глубокой
любви и
желания
исполнять волю
Ашема,
добровольно
взяли на себя
обязательство
соблюдать
эти Мицвот
еще до того,
как они
получили
указания об
этом. Существует
общепринятый
принцип,
согласно
которому,
даже если
кто-то не
подвластен
данной заповеди,
тем не менее
соблюдение
мицвы является
похвальным
для него. Он
даже получает
награду за
это (Рамбам,
Мелахим 10:10).
Еврейское
слово,
означающее
«заповеди» –
«мицвот» (множ.
число). Слово
«мицвот»
означает
больше, чем
«заповеди»,
оно также
имеет
оттенок «добрых
дел». Другими
словами,
когда мы
повинуемся
мицвот, тем
самым мы
исполняем
дело Ашема,
которое, по
определению,
является
добрым делом.
Форма
единственного
числа для
«мицвот» –
«мицва».
Что
ж, начнем
изучение тех
мицвот,
которые соблюдались
нашими
праотцами.
Прежде всего
давайте
установим,
когда именно
была дана
Тора:
*Исход 19:1-17 В
третий месяц
по исходе
сынов Израиля
из земли
Египетской, в
самый день
новолуния,
пришли они в
пустыню
Синайскую. И
двинулись
они из
Рефидима, и
пришли в
пустыню
Синайскую, и
расположились
там станом в
пустыне; и
расположился
там Израиль
станом
против горы.
Моисей
взошел к Богу
на гору, и
воззвал к
нему Ашем с
горы, говоря:
так скажи
дому
Иаковлеву, и
возвести
сынам Израилевым:
Вы видели,
что Я сделал
Египтянам, и
как Я носил
вас как бы на
орлиных
крыльях, и принес
вас к Себе.
Итак, если вы
будете
слушаться
гласа Моего с
соблюдать
завет Мой, то
будуте Моим
уделом из
всех народов:
ибо Моя вся
земля; А вы
будете у Меня
царством
священников
и народом
святым. Вот
слова, которые
ты скажешь
сынам
Израилевым. И
пришел
Моисей и
созвал
старейшин
народа, и
предложил им
все сии
слова,
которые
заповедал
ему Ашем. И
весь народ
отвечал
единогласно,
говоря: все,
что сказал
Ашем,
исполним. И донес
Моисей слова
народа Ашему.
И сказал ГОСПОДЬ
Моисею: вот, Я
приду к тебе
в густом облаке,
дабы слышал
народ, как Я
буду
говорить с
тобою, и
поверил тебе
навсегда. И
Моисей
объявил
слова народа
Ашему. И сказал
Ашем Моисею:
пойди к
народу, и
освяти его сегодня
и завтра;
пусть вымоют
одежды свои, Чтоб
быть
готовыми к
третьему дню:
ибо в третий
день сойдет
Ашем пред
глазами
всего народа
на гору
Синай. И
проведи для
народа черту
со всех
сторон, и
скажи:
берегитесь
восходить на
гору и
прикасаться
к подошве ее;
всякий, кто
прикоснется
к горе,
предан будет
смерти; Рука
да не
прикоснется
к нему, и
пусть побьют
его камнями
или
застрелят стрелою;
скот ли то,
или человек,
да не
останется в
живых. Во
время
протяжного
трубного
звука могут
они взойти на
гору. И сошел
Моисей с горы
к народу, и
освятил
народ, и они
вымыли
одежду свою.
И сказал
народу: будьте
готовы к
третьему дню;
не
прикасайтесь
к женам. На
третий день,
при наступлении
утра, были
громы, и
молнии, и
густое облако
над горою, и
трубный звук
весьма
сильный; и
вострепетал
весь народ,
бывший в
стане. И вывел
Моисей народ
из стана в
сретение Богу,
и стали у
подошвы горы.
Тора
была дана на
шестой день
третьего месяца,
месяца Сиван.
Мы можем
установить
это,
подсчитав дни,
взяв за
основу
отрывок,
приведенный
выше, от
первого дня
третьего
месяца,
первого Сивана.
Шестое
Сивана
является
пятидесятым
днем после
Пасхи. Пасха
выпадает на
пятнадцатый
день первого
месяца,
Нисана. Так как
Тора была
дана через 50
дней после
Пасхи, шестое
Сивана
является
одним из
Господних праздников,
на иврите –
Хаг Шавуот,
по-русски –
Пятидесятница
(от греч.
«пентекостес»).
Нисан-первый
месяц, Ияр –
второй, Сиван
– третий.
Одной
из мицвот,
которые
соблюдали
наши праотцы
до того, как
Тора была дана
на горе
Синай,
является
мицва о
Шаббате.
*Исход 16:1-30 И
двинулись из
Елима, и
пришло все
общество сынов
Израилевых в
пустыню Син,
что между Елимом
и между
Синаем, в
пятнадцатый
день второго
месяца по
выходе их из
земли
Египетской. И
возроптало
все общество
сынов
Израилевых
на Моисея и
Аарона в
пустыне. И
сказали им
сыны
Израилевы: о,
если бы мы
умерли от
руки
Господней в
земле Египетской,
когда мы
сидели у
котлов с
мясом, когда
мы ели хлеб
досыта! ибо
вывели вы нас
в эту
пустыню,
чтобы все
собрание это
уморить
голодом. И
сказал Ашем
Моисею: вот, Я
одождю вам
хлеб с неба; и
пусть народ
выходит и
собирает
ежедневно,
сколько
нужно на день,
чтобы Мне
испытать его,
будет ли он
поступать по
закону Моему,
или нет. А в
шестый день
пусть
заготовляют,
что принесут,
и будет вдвое
против того,
по скольку собирают
в прочие дни.
И сказали
Моисей и Аарон
всему
обществу
сынов
Израилевых:
вечером
узнаете вы,
что Ашем
вывел вас из
земли Египетской,
И утром
увидите
славу Ашему,
ибо услышал
Он ропот ваш
на Ашема: а мы
что такое,
что ропщете
на нас? И
сказал
Моисей: узнаете,
когда Ашем
вечером даст
вам мяса в
пищу, а утром
хлеба досыта;
ибо Ашем
услышал ропот
ваш, который
вы подняли
против Него:
а мы что? не на
нас ропот
ваш, но на Ашема.
И сказал
Моисей
Аарону: скажи
всему обществу
сынов
Израилевых:
предстаньте
пред лице
Ашема, ибо Он
услышал
ропот ваш. И
когда
говорил
Аарон ко
всему
обществу
сынов Израилевых,
то они
оглянулись к
пустыне, и вот,
слава Ашема
явлась в
облаке. И
сказал
ГОСПОДЬ
Моисею,
говоря: Я
услышал
ропот сынов
Израилевых;
скажи им:
вечером
будуте есть
мясо, а
поутру
насытитесь
хлебом, и
узнаете, что
Я Ашем, Бог
ваш. Вечером
налетели
перепелы и
покрыли стан,
а поутру
лежала роса
около стана.
Роса
поднялась, и
вот, на
поверхности
пустыни
нечто мелкое,
круповидное,
мелкое, как
иней на
земле. И
увидели сыны
Израилевы, и
говорили
друг другу:
что это? Ибо
не знали, что
это. И Моисей
сказал им: это
хлеб, который
Ашем дал вам
в пищу. Вот
что повелел
Ашем:
собирайте
его каждый по
стольку,
сколько ему
съесть; по
гомору на
человека, по
числу душ,
сколько у
кого в шатре,
собирайте. И
сделали так
сына Израилевы,
и собрали,
кто много,
кто мало. И
меряли гомором,
и у того, кто
собрал много,
не было лишнего,
и у того, кто
мало, не было
недостатка.
Каждый
собрал,
сколько ему съесть.
И сказал им
Моисей: никто
не оставляй
сего до утра.
Но не
послушали
они Моисея, и
оставили от
сего
некоторое до
утра; и
завелись
черви, и оно
воссмердело;
и
разгневался
на них
Моисей. И
собирали его
рано поутру,
каждый,
сколько ему
съесть; когда
же обогревало
солнце, оно
таяло. В
шестый же день
собрали
хлеба вдвое,
по два гомора
на каждого; и
пришли все
начальники
общества, и
донесли
Моисею. И он
сказал им:
вот что
сказал Ашем:
завтра покой,
святая
суббота Ашема;
что надобно
печь, пеките,
и что надобно
варить,
варите
сегодня, а
что
останется, отложите
и сберегите
до утра. И
отложили то до
утра, как
повелел
Моисей, и оно
не воссмердело,
и червей не
было в нем. И
сказал
Моисей: ешьте
его сегодня;
ибо сегодня
суббота
Ашема;
сегодня не
найдете его
на поле.
Шесть дней
собирайте
его; а в
седьмый день
– суббота; не
будет его в
этот день. Но
некоторые из
народа вышли
в седьмый
день собирать,
и не нашли. И
сказал Ашем
Моисею: долго
ли будете вы
уклоняться
от
соблюдения
заповедей
Моих и
законов Моих?
Смотрите, Ашем
дал вам
субботу,
посему Он и
дает в шестый
день хлеба на
два дня:
оставайтесь
каждый у
себя, никто
не выходи от
места своего
в седьмый
день. И
покоился
народ в
седьмый день.
На
шестнадцатый
день Ияра,
второго
месяца, Бог
начал
посылать
Своему
народу хлеб с
небес.
Проявив в
очередной
раз Свою заботу,
Бог требует
от Своего
народа
отдыхать в
Шаббат и не
собирать
манну в этот
день. Эта
мицва о
Шаббате была
дана более
чем за две
недели до
того, как на
горе Синай была
вручена Тора.
За
три недели до
того, как
была дана
манна, а также
мицва
Шаббата,
произошло
нечто весьма
интересное:
*Исход 15:22-26 И повел
Моисей
Израильтян
от Чермного
моря, и они
вступили в
пустыню Сур;
и шли они три дня
по пустыне, и
не находили воды.
Пришли в
Мерру, и не
могли пить
воды в Мерре,
ибо она была
горька,
почему и
наречено тому
месту имя:
Мерра
(Горечь). И
возроптал народ
на Моисея,
говоря: что
нам пить?
Моисей возопил
к Ашему, и
Ашем показал
ему дерево, и
он бросил его
в воду, и вода
сделалась
сладкою. Там
Ашем дал
народу устав
и закон, и там
испытывал
его. И сказал:
если ты будешь
слушаться
гласа Ашема,
Бога твоего,
и делать
угодное пред
очами Его, и
внимать заповедям
Его, и
соблюдать
все уставы
Его: то не
наведу на
тебя ни одной
из болезней,
которые
навел Я на
Египет; ибо Я
Ашем,
целитель
твой.
Переход
через
Красное море
произошел
двадцать
первого
Нисана, через
семь дней
после Пасхи.
И вновь мы
видим, как
Бог дает
Своему
народу
законы и
постановления
до дарования
Торы на горе
Синай. Это
событие
произошло за
сорок два дня
до того, как
Тора была
дана на
Синае.
Еще
до событий в
Мерре, Бог
дал
совершенно особую
мицву Своему
первенцу,
Своему народу
– мицву Пасхи:
*Исх. 12:1-12 И
сказал
ГОСПОДЬ
Моисею и
Аарону в
земле Египетской,
говоря: Месяц
сей да будет
у вас началом
месяцев; первым
да будет он у
вас между
месяцами
года. Скажите
всему
обществу
Израильтян: в
десятый день
сего месяца пусть
возьмут себе
каждый
одного агнца
по семействам,
по агнцу на
семейство. А
если семейство
так мало, что
не съест
агнца, то
пусть
возьмет с
соседом своим,
ближайшим к
дому своему,
по числу душ;
по той мере,
сколько
каждый съест,
расчислитесь
на агнца.
Агнец у вас
должен быть
без порока,
мужеского
пола,
однолетний;
возьмите его
от овец или
от коз. И
пусть он хранится
у ас до
четырнадцатого
дня сего месяца:
тогда пусть
заколет его
все собрание
общества
Израильского
вечером. И
пусть возьмут
от крови его
и помажут на
обоих косяках
и на
перекладине
дверей в
домах, где
будут есть
его. Пусть
съедят мясо
его в сию самую
ночь,
испеченное
на огне; с
пресным хлебом
и с горькими
травами
пусть съедят
его. Не ешьте
от него
недопеченного,
или сваренного
в воде, но
ешьте
испеченное
на огне, голову
с ногами и
внутренностями.
Не оставляйте
от него до
утра; но
оставшееся
от него до
утра сожгите
на костре.
Ешьте же его
так: пусть
будут чресла
ваши
препоясаны,
обувь ваша на
ногах ваших и
посохи ваши в
руках ваших,
и ешьте его с
поспешностию;
это Пасха Ашема.
А Я в сию
самую ночь
пройду по
земле Египетской,
и поражу
всякого
первенца в
земле
Египетской,
от человека
до скота, и над
всеми богами
Египетскими
произведу суд.
Я Ашем.
Мы
не знаем
точного дня
дарования
этой мицвы,
но нам
известно, что
это
произошло в
месяце Нисан
в промежутке
до десятого
числа этого
месяца. Это
более чем за пятьдесят
пять дней до
того, как на
Синае была
дарована
Тора.
Случай
с Иосифом
свидетельствует
о том, что он
знал и
исполнял
Тору более
чем за двести
лет до того,
как она была
дана Моисею.
*Бытие 39:7-9 И
обратила
взоры на
Иосифа жена
господина его,
и сказала:
спи со мною.
Но он
отказался, и
сказал жене
господина
своего: вот,
господин мой
не знает при
мне ничего в
доме, и все,
что имеет, отдал
в мои руки;
Нет больше
меня в доме
сем; и он не
запретил мне
ничего, кроме
тебя, потому
что ты жена
ему; как же сделаю
я сие великое
зло и согрешу
пред Богом?
Так
как грех
определяется
как
неповиновение
Торе, мы
знаем, что
оба: и Иосиф, и
жена Потифара,
были
осведомлены
о том, что
прелюбодеяние
запрещено; и
это было
известно
более чем за
двести лет до
того, как
Тора была
дана Моисею.
Более
чем за двести
лет до
вручения
Торы на горе
Синай Иуда
повиновался
определенным
повелениям
Торы:
*Бытие 38:6-10 И взял
Иуда жену
Иру, первенцу
своему; имя ей
Фамарь. Ир,
первенец
Иудин, был
неугоден пред
очами Ашема,
и умертвил его
Ашем. И
сказал Иуда
Онану: войди
к жене брата
твоего, женись
на ней, как
деверь (на
англ. – «fulfill your duty” –
исполни свой
долг), и
восстанови
семя брату
твоему. Онан
знал, что
семя будет не
ему; и потому,
когда входил
к жене брата
своего,
изливал на
землю, дабы
не дать
семени брату
своему. Зло
было пред
очами Ашема то,
что он делал;
и Он умертвил
и его.
Как
же Иуда мог
знать, что
«долгом»
Онана является
возлечь с
женой своего
брата, чтобы
оставить ему
потомков? Кто
научил его
этой части
Торы? Обратите
внимание,
какие слова
использует
Тора, описывая
эту заповедь:
*Второзаконие
25:5-6 Если
браться
живут вместе,
и один из них
умрет, не
имея у себя
сына, то жена
умершего не должна
выходить на
сторону за
человека чужого,
но деверь ее должен
войти к ней и
взять ее себе
в жену, и жить
с нею. И
первенец, котрого
она родит,
останется с
именем брата
его умершего,
чтобы имя его
не
изгладилось
в Израиле.
Итак,
через
несколько
веков,
которые
прошли со
времен Иуды,
слово «долг»
будет
использовано
в Торе по
отношению к
тому, о чем
Иуда просил
Онана. Также
отметьте, что
в Книге Бытие
38:6-10 то, что
совершил Онан,
было злом в
глазах Ашема,
поэтому Он умертвил
Онана. Разве
это было бы
справедливо
с Его
стороны, если
бы Онан не
знал, что это
зло. Таким
образом, мы
видим, что
Ашем явил
Свою Тору
Иуде и Онану
более чем за
двести лет до
того, как
Тора была явлена
Моисею.
Исаак
знал Тору,
которая была
дана Моисею,
более чем за
двести лет до
Моисея. Мы
заключаем
это из того,
что он
заповедал
своему сыну
Иакову:
*Бытие 28:1 И
призвал
Исаак Иакова,
и
благословил
его, и
заповедал
ему, и сказал:
не бери себе
жены из
дочерей
Ханаанских.
Моисей
привел слова
Ашема, когда
давал подобную
заповедь,
приблизительно
двести лет
спустя:
*Исход 34:14-16 Ибо ты
не должен
поклоняться
богу иному,
кроме Ашема;
потому что
имя Его – «ревнитель»;
Он-Бог
ревнитель. Не
вступай в
союз с жителями
той земли,
чтобы, когда
они будут блудодействовать
вслед богов
своих и приносить
жертвы богам
своим, не
пригласили и
тебя, и ты не
вкусил бы
жертвы их. И не
бери из
дочерей их
жен сынам
своим, дабы дочери
их,
блудодействуя
вслед богов
своих, не
ввели и сынов
твоих в
блужение
вслед богов
своих.
Так,
мы видим, что
Исаак
понимал Тору
более чем за
двести лет до
того, как она
была дана.
Более
чем за двести
лет до того,
как Тора была
дана на горе
Синай, в Писании
были описаны
следующие
события:
*Бытие 26:2-6 ГОСПОДЬ
явился ему
(Исааку) и
сказал: не
ходи в
Египет; живи
в земле, о
которой Я
скажу тебе.
Странствуй
по сей земле;
и Я буду с
тобою, и
благословлю
тебя: ибо
тебе и
потомству
твоему дам
все земли сии,
и исполню
клятву,
которою Я
клялся Аврааму,
отцу твоему.
Умножу
потомство
твое, как
звезды
небесные; и
дам
потомству
твоему все
земли сии;
благословятся
в семени
твоем все
народы
земные, за то,
что Авраам
послушался
гласа Моего и
соблюдал, что
Мною заповедано
было
соблюдать:
повеления
Мои, уставы
Мои и законы
Мои. Исаак
поселился в
Гераре.
Более
чем за двести
лет до Синая
Авраам повинуется
всем Божьим
повелениям,
уставам и законам.
Здесь мы
впервые
видим повиновение
мицвот, и в то
же время не
совсем ясно,
когда же Бог
явил Свои
мивот. Мы не
знаем,
получал ли
Авраам
особое
откровение
от Господа,
или же его
научил кто-то
другой.
Приблизительно
за четыреста
лет до того, как
Тора была
дана на горе
Синай, Лот
судит
обитателей
Содома за ее
непослушание
ей:
*Бытие 13:13 Жители
же Содмские
были злы и
весьма грешны
пред Ашемом.
*Бытие 19:2-7 И
сказал:
государи мои!
зайдите в дом
раба вашего,
и ночуйте, и
умойте ноги
ваши, и встанете
поутру, и
пойдете в
путь свой. Но
они сказали:
нет, мы
ночуем на
улице. Он же
сильно
упрашивал их;
и они пошли к
нему, и пришли
в дом его. Он
сделал им
угощение, и
испек пресные
хлебы; и они
ели. Еще не
легли они спать,
как
городские
жители,
Содомляне, от
молодого до
старого, весь
народ со всех
концов
города,
окружили дом.
И вызвали
Лота, и
говорили ему:
где люди,
пришедшие к тебе
на ночь?
выведи их к
нам: мы
познаем их. Лот
вышел к ним
ко входу, и
запер за
собою дверь,
И сказал:
братья мои, не
делайте зла.
Как
мог Лот
сказать, что
гомосексуализм
является
«злом», если он
еще не знал,
что Ашем
повелел
людям не
совершать
этого греха?
Как мог Ашем
сказать, что
люди Содома
«грешны», если
стандарт
греха не был
еще определен?
Поэтому
становится
очевидным, что
Тора была
известна до
того, как она была
дана Моисею
на горе
Синай.
Авимелех
также знал
Тору до того,
как она была
дана:
*Бытие 20:3-7 И
пришел Бог к
Авимелеху
ночью во сне,
и сказал ему:
вот, ты
умрешь за
женщину,
которую ты
взял; ибо она
имеет мужа.
Авимелех же
не прикасался
к ней, и сказал:
Владыка!
неужели ты
погубишь и
невинный
народ? Не сам
ли он сказа
мне: «она
сестра моя»? И
она сама
сказала: «он
брат мой»? Я
сделал это в
простоте
сердца моего
и в чистоте
рук моих. И
сказал ему
Бог во сне: и Я
знаю, что ты
сделал сие в
простоте
сердца
твоего, и
удержал тебя от
греха предо
Мною; потому
и не допустил
тебя
прикоснуться
к ней. Теперь
же возврати
жену мужу:
ибо он пророк,
и помолится о
тебе, и ты
будешь жив; а
если не
возвратишь,
то знай, что
непременно
умрешь ты и
все твои.
Ашем
не мог бы
обвинить
Авимелеха в
«грехе», если
бы тот не
знал Торы,
дающей
определение
греху. Он также,
очевидно,
осознавал,
что грехом в
данном
случае
являлись
сексуальные
отношения с
женой
другого
человека, то
есть прелюбодеяние.
Авимелех жил
более чем за
триста лет до
того, как
Тора была
дана Моисею.
Та
же логика
применима к
Аморреям:
*Бытие 15:12-16 При
захождении
солнца
крепкий сон
напал на
Аврама; и вот,
напал на него
ужас и мрак
великий. И
сказал
ГОСПОДЬ
Авраму: знай,
что потомки
твои будут
пришельцами
на земле не
своей, и
поработят их,
и будут угнетать
их четыреста
лет. Но Я
произведу
суд над
народом, у
котрого они
будут в
порабощении;
после сего
они выйдут с
большим
имуществом. А
ты отойдешь к
отцам твоим в
мире, и будушь
погребен в
старости
доброй. В четвертом
роде
возвратятся
они сюда, ибо
мера беззаконий
Аморреев
доселе еще не
наполнилась.
Со
стороны Бога
было бы
несправедливо
судить и
наказывать
Аморреев за
«грех», если им еще
не были
известны
требования
Торы. Мы снова
видим, что
Тора была
известна более
чем за
четыреста
лет до того,
как была дана
Моисею на
Синае.
После
потопа Ной
показал, что
знает Тору и
повинуется
ей:
*Бытие 8:18-21 И вышел
Ной, и
сыновья его,
и жена его, и
жены сынов
его с ним. Все
звери, и все
гады, и все
птицы, все
движущееся по
земле, по
родам своим
вышли из
ковчега. И устроил
Ной
жертвенник
Ашему; и взял
из всякого
скота
чистого, и из
всех птиц
чистых, и
принес во
всесожжение
на
жертвеннике. И
обонял
ГОСПОДЬ
приятное
благоухание,
и сказал
ГОСПОДЬ в
сердце своем:
не буду больше
проклинать
землю за
человека,
потому что помышление
сердца
человеческого
– зло от юности
его; и не буду
больше
поражать
всего живущего,
как Я сделал.
Ашем
потребует от
Своего
народа
приносить
«жертву
всесожжения»,
когда даст
Свою Тору,
приблизительно
через тысячу
лет после
Ноя. Однако,
за тысячу лет
до того, как
была дана
Тора, Ной
повиновался
ей! Обратите
внимание, что
Ной знает даже
о требовании
приносить
«чистых»
животных. Это
еще одно
требование,
выдвинутое
Торой тысячу
лет спустя.
За
сто лет до
потопа и
более чем за
тысячу лет до
дарования Торы
Ашем
разгневался,
так как
человек
упорствовал
в своем
неповиновении
Торе.
*Бытие 6:5-8 И
увидел
ГОСПОДЬ, что
велико развращение
человеков на
земле, и что
все мысли и
помышления
сердца их
были зло во
всякое время.
И раскаялся
ГОСПОДЬ, что
создал
человека на
земле, и
восскорбел в
сердце Своем.
И сказал
ГОСПОДЬ:
истреблю с
лица земли
человеков,
которых Я
сотворил, от
человека до
скотов, и
гадов и птиц
небесных
истреблю; ибо
Я раскаялся,
что создал
их. Ной же
обрел
благодать
пред очами
ГОСПОДА.
«Зло»
и
«развращение»
не имели бы
никакого значения,
если бы Ашем
уже не явил
народу Свою
Тору. Таким
образом, мы
видим, что
Тора была известна
людям более
чем за тысячу
пятьсот лет
до того, как
она была дана
Моисею на Синае.
На
заре времен
Каин и Авель
показали, что
Бог ясно
указал им на
требования
Торы относительно
жертв:
*Бытие 4:1-7 Адам
познал Еву,
жену свою; и
она зачала, и
родила Каина,
и сказала:
приобрела я
человека от
Ашема. И еще
родила брата
его, Авеля. И
был Авель
пастырь овец;
а Каин был
земледелец. Спустя
несколько
времени, Каин
принес от плодов
земли дар
Ашему. И
Авель также
принес от
первородных
стада своего
и от тука их. И
призрел
ГОСПОДЬ на
Авеля и на
дар его; А на
Каина и на
дар его не
призрел. Каин
сильно
огорчился, и
поникло лице
его. И сказал Ашем
Каину: почему
ты огорчился?
и от чего поникло
лице твое?
Если делаешь
доброе, то не
поднимаешь
ли лица? а
если не
делаешь
доброго, то у
дверей грех
лежит; он
влечет тебя к
себе, но ты
господствуй
над ним.
Здесь
мы видим
ссылки на
несколько
аспектов
Торы. Мы
видим, что и
Каин, и Авель
«знали», что
должны
принести
жертвы Ашему.
Кроме того, Каин
«знал», что его
приношение
не было правильным,
так как Ашем
ясно показал
это. Также мы
видим, что
понятие
«греха» было
весьма четко
очерчено во
дни Каина и
Авеля.
Вспомните
определение
греха:
*1 Иоанна 3:4 Всякий,
делающий
грех, делает
и беззаконие;
и грех есть
беззаконие.
Жертва,
принесенная
Авелем,
соответствует
Пасхальной
жертве,
которая
будет впоследствии
заповедана
Торой! Это
также дает
нам ключ к
пониманию
того, что же
было
неправильно
в жертве Каина:
она была
принесена на
один день
раньше, чем
нужно. Первые
плоды
следовало
приносить,
начиная со
следующего
дня ПОСЛЕ
Пасхи. Итак,
на заре
времен, мы
видим, что
люди уже
повиновались
Торе. Тора же
будет дана Моисею
только около
двух тысяч
лет спустя.
Так
как до Иакова
не было
«евреев», у нас
есть несколько
примеров
того, как
понимали Тору
и
повиновались
ей еще до
появления
еврейского
народа. Иными
словами,
Каин, Авель,
Ной, Авраам,
Лот и Исаак
были
язычниками, повиновавшимися
Торе до того,
как она была
дана Божьему
народу на
горе Синай.
Если язычники
повиновались
Торе до того,
как она была
дана на горе
Синай,
насколько же
более они
должны были
повиноваться
той же Торе
после того,
как она была
записана?
*********
Размышления
Мардохея
Корнфельда:
[Йааков]
послал
Йеѓуду пред
собою к
Иосифу в
Египет, чтобы
«научить»
(«Л’хорот») до
прихода Йаакова
в Гесем.
(Берешит
[Бытие] 46:28)
«Йеѓуду
послал он
пред собою» –
основать Дом
Учения до
прихода
Йаакова, где
Йааков будет
учить словам
Торы и где
его
двенадцать
сыновей и их
семьи смогут
изучать Тору…
Это учит нас
тому, что
куда бы ни
пошел Йааков,
он изучал
Тору, как и
его праотцы.
Тора не была
еще дана,
однако нам
сказано об Аврааме:
«Он соблюдал
повеления
Мои, уставы Мои
и законы Мои»
(Берешит
[Бытие] 26:5…
[Авраам] соблюдал
Тору во всех
ее деталях,
научая им и своих
детей, как
сказано: «Я
избрал его
ибо он
заповедает
детям своим и
дому своему
следовать
путями Ашема;
исполнять
праведность
и
справедливость»
(там же, 18:19). (Берешит
Раба 95:3)
Однако
при
дальнейшем
изучении
может показаться,
что
существуют
свидетельства
Писания и
мидрашей,
противоречащие
утверждению
о том, что
наши праотцы
соблюдали
все мицвот
Торы. В
конкретной
области
законов о
браке может
сложиться
впечатление,
что они не
соблюдали
законов Торы,
которая
будет дана
впоследствии:
[1]
Раши говорит
нам в Быт. 46:10,
что Шимон
женился на
своей сестре
Дине. Этот
брак
действительно
может
показаться
нарушающим
не только
законы Торы,
данной
евреям, но
даже Закон
Ноя! Эта
система
закона,
которой, как
требует того
Тора, должны
придерживаться
все
люди от
начала
времен,
включает и
законы против
инцеста.
Однако,
существует
мнение (Санѓедрин
58а), согласно
которому
законы Ноя
против
инцеста не
запрещают
брачных отношений
с сестрой.
Очевидно,
Мидраш, цитируемый
Раши, также
придерживается
этого мнения.
Однако, наш
изначальный
вопрос остается
в силе – как
человек,
соблюдающий
мицвот
будущей Торы,
Шимон не
должен был
жениться на
Дине.
Другой
Мидраш
(цитируемый
Раши к 46:26)
утверждает,
что все
потомки
двенадцати
колен родились
с
сестрами-близнецами,
на которых
они впоследствие
и женились.
Это
затрагивает ту
же проблему,
что и
предыдущий
вопрос. Если
сыновья
Иакова
соблюдали
Тору,
явленную в
будущем, как
же они могли
жениться на
собственных
сестрах?
[2]
Тора особо
указывает
нам (Шмот
[Исход] 6:20), что Амрам
женился на
сестре
своего отца –
внучке
Иакова. Это
является
прямым
нарушением закона
Торы (Ваикра
[Левит] 18:12, 20:20). Хотя
*язычник* мог
жениться на
сестре
своего отца
(Санѓедрин 58б),
как мог
Мидраш
утверждать,
что наши
праотцы
соблюдали
законы будущего,
*еврейскую*
Тору?
[3] Как
объясняет
Раши,
(Берешит
[Бытие] 38:26),
Йеѓуда
женился на
своей
невестке
Тамарь. Даже
если такие
отношения и
разрешены
для язычника,
разве это не
является
нарушением
закона Торы
для евреев
(Ваикра
[Левит] 18:15)?
[4]
Йааков
женился на
двух сестрах
(Берешит 29:16). В
действительности,
в словах
Хазала [наших
мудрецов] в
различных
местах мы
видим, что
брак Йаакова
с двумя
сестрами
осуждается
(см. Песахим 119а,
конец
Мидраша Руфь
Раббати).
Почему
же наши
предки в
вышеупомянутых
случаях не
соблюдали
будущие
законы Торы,
связанные с
браком?
Многочисленные
толкователи
на
протяжении
веков
поднимали
этот вопрос.
(См. особо
Перашат
Дерахим, там
же; Пардес
Йосеф на
Берешит
[Бытие] 26:5).
Многие из них
подробно
рассматривали
возможные
объяснения
этой
проблемы.
Давайте
вкратце просмотрим
некоторые из
их
предположений.
I
Рамбан
(12 в., Испания)
был одним из первых
толкователей,
обратившихся
к этой проблеме.
В своем
комментарии
к Торе (Берешит
[Бытие] 26:5 и
Ваикра
[Левит] 18:25),
Рамбан
предлагает
следующее
правило:
Мидраш
утверждает только
то, что наши
праотцы
соблюдали
все мицвот
Торы, пока
были в Эрец
Йисраэль
[=Израиль].
Однако, вне
его они не
стремились
придерживаться
всех мицвот
будущей Торы.
Брак Йаакова
с двумя
сестрами
произошел в
Харане,
находившемся
за пределами
Эрец
Йисраэль.
Подобно
этому, Амрам
женился на
своей тетке в
Египте.
(Однако, этот
подход не
очень
уместен в
отношении [1] и
[3], так как Йеѓуда,
а также,
предположительно,
его братья,
взяли себе
жен в
Израиле.
Мой
ребе, Хагаон
Рав Йисроэл
Зев Густман,
да будет
благословенна
память о нем,
объясняет
рассуждения
Рамбана в
своем труде
«Кунтресей
Шиурим» по
Гемаре
Кидушин (20:6):
Существует
два аспекта
исполнения
какой-либы
мицвы в Торе,
объясняет
Рав Густман.
Первый
заключается
в том, что мы
извлекаем пользу
непосредственно
из самого
соблюдения
мицвот.
Исполняя
любую мицву,
мы извлекаем
личную выгоду,
будь то
физическая
или духовная,
либо и то и
другое.
Второй
аспект
соблюдения мицвот
состоит в
том, что мы
проявили
повиновение
Божественной
заповеди –
постановлению,
предписанному
Ашемом,
которому мы
должны
следовать
вне
зависимости
от извлекаемых
выгод. (См.
также Ковец
Хе’арот,
Хидусей Агадот
3:2).
Мидраш
рассказывает
нам, что
когда мы находимся
за пределами
Эрец
Йисраэль, мы
соблюдаем
мицвот
только для
того, «чтобы
напоминать
себе о них,
чтобы мы
могли
исполнять их должным
образом,
когда, наконец,
возвратимся
в Эрец
Йисраэль»
(Раши на Дварим
[Второзаконие]
11:18). Согласно
толкованию Рамбана
(Ваикра
[Левит] 25:10), это
означает, что
основная
цель мицвот
исполняется
только в Израиле.
Подразумевается,
что вне
Израиля первый
аспект
соблюдения
мицвот
отсутствует.
Духовная или
физическая
польза
извлекается
нами при
исполнении
мицвот
только тогда,
когда они
соблюдаются
в Эрец
Йисраэль. Тем
не менее,
конечно же,
мы *обязаны*
следовать
мицвот даже
вне Израиля,
так как Ашем
заповедал
нам
соблюдать
мицвот и там –
даже если Он
и сделал это
только для того,
чтобы мы
«могли
напоминать
себе о них» (Гур
Арье на
Дварим
[Второзаконие],
цитата выше)
Таким
образом, все,
что касается
соблюдения
мицвот вне
Эрец
Йисраэль, –
это второй аспект
соблюдения
мицвы, то
есть признание
того, что это
заповеди
Ашема, которые
мы должны
соблюдать.
Во
дни наших
праотцев еще
не было дано
никакой
Божественной
заповеди
соблюдать
мицвот Торы.
Соблюдение
Торы было
направлено только
на
достижение
большой
духовной выгоды,
следовавшей
из исполнения
мицвот.
Следовательно,
когда они находились
вне Эрец
Йисраэль, в
следовании
заповедям
Торы вообще
не было
смысла. Первый
аспект –
касавшийся
личной
выгоды – согласно
нашему
объяснению,
не
применялся
вне Израиля,
в то время
как второй не
вступил в силу
до того, как
Тора была
дана на
Синае.
II
Ряд
ранних
толкователей
предлагает
иной подход к
нашему
вопросу (Йефе
Тоар на Берешит
Раба, 16:6;
Мизрахи на
Ваикра
[Левит] 20:17;
«мнение некоторых»,
цитируемое
Махаралом на
Берешит
[Бытие] 46:10;
Левуш Ха’ора
на Берешит
[Бытие] 32:5. Этим
толкователям
в дейстительности
предшествовало
предположение
Радбаза [14 ст.,
Испания] в
его
респонсах, том
2, #696).
В
Хагиге (3а)
Гемара
описывает
Авраама как
«первого
прозелита».
Это можно
понять
образно –
Авраам
технически
не был
прозелитом, и
никогда не
проходил какую-либо
формальную
процедуру
обращения.
Гемара
просто имеет
в виду, что
Авраам разорвал
свои связи с
идолпоклонством
и идолопоклонниками,
начав
служить
Ашему (см. Тосафот,
loc. cit.). Однако
толкование
Гемары можно
также
понимать
буквально и
считать Авраама
прозелитом в
строгом
смысле этого
слова.
Согласно
еврейскому
закону, когда
прозелит
принимает
еврейскую
религию, его
считают
«рожденным
заново» в
этот момент.
Он становится
свободен от
семейных
связей со своей
бывшей,
нееврейской,
семьей, по
крайней мере
что касается
законов
брака.
Поэтому он
мог жениться
на своей
собственной
биологической
матери,
сестре или
дочери, если
они позднее
перешли в
иудаизм
(Йевамот 97б).
Имея
это в виду, мы
можем понять,
почему праотцы
вступали в
брак с
женщинами,
которые,
казалось,
были
запрещены им
согласно еврейскому
закону. Две
«сестры», на
которых женился
Йааков, на
самом деле,
не были
сестрами
вообще. После
того, как они
приняли
образ жизни
Йаакова (а
они, конечно
же, сделали
это перед
тем, как
Йааков
женился на
них), по
ѓалахе они
начали
считаться
обращенными.
Поэтому они
стали «заново
рожденными»,
утратив все
семейные
отношения,
имевшиеся у них
ранее.
Подобно
этому,
сыновья
Йаакова и их
сестры технически
не были
связаны друг
с другом. До
дарования
Торы каждый
человек
должен был
лично
принять
служение
Ашему, даже
если отец
этого
человека уже
сделал это.
Таким
образом,
сыновья и
дочери
Йаакова сами
считали себя
обращенными
и утратившими
все семейные
связи друг с
другом. Тетка
Амрама также
не была
запретной
для него в плане
семейных
связей.
(Проблема [3],
брак Йеѓуды с
его
невесткой,
неразрешима
с помощью этого
подхода.
Тамарь,
предположительно,
«обратилась»
перед
заключением
брака с сыном
Йеѓуды,
поэтому
являлась его
невесткой и в
соответствии
с ѓалахой.
III
Некоторые
толкователи
предполагают,
что Мидраш не
имеет в виду,
что праотцы
следовали
*абсолютно*
всем мицвот
Торы. Скорее,
они соблюдали
их *в общем* –
при
отсутствии
обстоятельств,
подталкивавших
их к
воздержанию
от их соблюдения.
Например,
когда Шимон
женился на
Дине, Раши
(Берешит
[Бытие] 46:10)
объясняет,
что существовали
особые
причины,
заставившие
его сделать
это. По этим
причинам он
стремился
преступить
свое обычное
стремление соблюдать
все будущие
мицвот Торы.
Возможно, то
же самое
может быть
сказано и о
других
обсуждаемых
случаях.
Какие
обстоятельства
способствовали
другим
«нарушениям»
еврейского
брачного закона?
Некоторые
толкователи
предполагают,
что Йааков, а
возможно, и
его дети,
руководствовались
каббалистическими
причинами,
вступая в
брак с теми
или иными
людьми (см.
Рашба,
респонсы, том
1, #94; Радбаз,
респонсы, том
2, #696; Ор ѓаХаим
на Берешит
[Бытие] 49:3;
Мидраш
Талпийот,
Анаф Йааков).
Еще одна возможная
точка зрения
состоит в
том, что, когда
речь шла о выборе
брачного
партнера, они
не считали необходимым
придерживаться
мицвот будущей
Торы. Всегда
трудно найти
подходящего
супруга (а в
то время эта
проблема
была еще более
актуальной),
поэтому как
только появлялась
подходящая
жена, они
просто не
могли упустить
возможности
жениться на
ней (Махарал
на Берешит 46:10).
IV
Махарал
(на Берешит
[Бытие] 46:10 и
Ваикра 20:17)
предлагает
весьма
оригинальный
подход.
Праотцы,
предполагает
Махарал,
соблюдали
только предписывающие
заповеди
Торы, а не
запрещающие.
Праотцы
соблюдали
мицвот как
люди, от
которых это не
требовалось,
но которые
все равно
берутся за их
исполнение.
Такая
позиция
достойна похвалы
и награды
только если
речь идет о позитивных
поступках.
*Воздержание*
от нарушения
того, что
тебе даже и
не запрещено
делать, не
достойно
такой же
награды,
утверждает
Махарал.
Законы брака,
оставленные
праотцами,
были, конечно
же,
запрещающими
заповедями.
Поэтому эти
законы
просто не
имели к ним
отношения!
(См.
также еще
один
интересный
подход в Хидушей
ѓаГриз,
трафаретное
издание,
Парашат Лех
Леха).