Когда Бог
сотворил
Адама и Еву,
Он поместил их
в саду Эдена.
Они жили в
Эдене, пока
не вкусили от
Дерева
познания
добра и зла. Я
полагаю, что
на основании
свидетельств
Писания можно
говорить о
том, что
праведные
однажды
возвратятся
в Эденский
сад.
В
самом
буквальном
смысле мы
отправимся «назад
в будущее».
Соломон
говорил:
Екклесиаст
1:9 Что
было, то и
будет; и что
делалось, то
и будет
делаться, и
нет ничего
нового под
солнцем.
Складывается
впечатление,
что, согласно
этому
пророческому
утверждению,
в конце
концов,
праведные
возвратятся
в Эден и
пребудут там
с Богом. Что ж,
давайте
поищем
доказательства
подобной
точки зрения
и ее
возможные
следствия.
Слово Эден
определяется
в словаре
Стронга
следующим
образом:
5731 Эден
эй-ден; или
(жен.) ^эдна,
эд-нав; от 5727;
удовольствие:
изысканный,
утонченный,
наслаждение,
удовольствие.
См. также 1040.
Вот место
Писаний, где
слово Эден
используется
в первый раз:
Из этого
отрывка мы
узнаем, что
ГОСПОДЬ
насадил в Эдене
сад. То есть
подразумевается,
что сам Эден
был больше
сада. Мы
также видим,
что тем местом,
которое
определил
для человека
ГОСПОДЬ, был
Эден. Именно
там поместил
Он его изначально.
Сад орошался
рекой,
вытекавшей
из Эдена.
Талмуд
утверждает,
что все воды
мира
происходят
из Эдена.1 Я считаю,
что этот
земной Эден
был копией небесного
Эдена, так же
как земная
скиния являлась
лишь копией
Скинии
небесной.
«Дерево
жизни»
посреди сада
было не
просто обыкновенным
деревом. Бог
сказал, что
вкусивший от
него будет жить
вечно:
Бытие 3:22 И сказал
ГОСПОДЬ Бог:
вот, Адам
стал как один
из Нас, зная
добро и зло; и
теперь как бы
не простер он
руки своей, и
не взял также
от дерева
жизни, и не
вкусил, и не
стал жить
вечно.
Бог желал
воспрепятствовать
тому, чтобы
человек
вкусил от
этого дерева,
поэтому Он
поставил
возле него
(дерева)
особого
стража:
Бытие 3:24 И изгнал
Адама, и
поставил на
востоке у
сада
Эденского
херувима и
пламенный
меч обращающийся,
чтобы
охранять
путь к дереву
жизни.
Ролики, на
которые
намотаны
свитки Торы,
известны
евреям как
«Деревья
жизни».
Деревом жизни
называется и
сама Тора.
Притчи
3:13-20 Блажен
человек,
который
снискал
мудрость (Живую
Тору), и
человек,
который
приобрел
разум! Потому
что
приобретение
ее лучше
приобретения
серебра, и
прибыли от
нее больше,
нежели от
золота. Она
дороже драгоценных
камней, и
ничто из
желаемого тобою
не сравнится
с нею.
Долгоденствие
в правой руке
ее, а в левой у
нее
богатство и
слава; Пути
ее пути
приятные, и
все стези ее
мирные. Она
древо жизни
для тех,
которые приобретают
ее, и
блаженны,
которые сохраняют
ее. ГОСПОДЬ
премудростию
основал
землю; небеса
утвердил
разумом; Его
премудростию
разверзлись
бездны, и
облака кропят
росою.
Теперь мы
можем понять,
почему, когда
свитки Торы
возвращаются
в ковчег, произносятся
следующие
слова:
«Возвратись,
о ГОСПОДЬ, к
неисчислимому
множеству
Израильских
семей.
Взойди,
ГОСПОДЬ, в
место покоя
Своего, Ты и
могущественный
ковчег Твой.
Покрой
священников
Своих праведностью.
Да воскликнут
от радости
познавшие
Твою верную
любовь. Ради
слуги Твоего
Давида не
допусти
промедления
в приходе
Твоего
Мессии».
«Ведь
доброе
наставление
Я даю вам; так
не отходите
от Моего
учения. Тора
древо жизни для
тех, кто
следует ей, и
счастлив тот,
кто ее
хранит. Пути
ее пути
блаженства,
на всех
дорогах ее
мир. Справа
от нее
долголетие, слева
богатство и
почет.
Господь,
желая, чтобы
народ
Израиля
достиг
праведности,
возвеличил и
укрепил
Тору».
Эта молитва
ясно говорит
о Торе как о
«дереве жизни».
Это дерево
упоминается
несколько
раз в книге
Притч как
имеющее
отношение к
Мессии. Это
дерево все
еще
существует! И
однажды наступит
день, когда
праведные
получат
право вкушать
от этого
дерева:
Откровение
2:7 Имеющий
ухо да
слышит, что
Дух говорит
церквам:
побеждающему
дам вкушать
от древа жизни,
которое
посреди рая
Божия.
Английское
слово paradise,
означающее
рай,
является
транслитерацией
греческого
парадисо,
которое
Септуагинта
переводит
как «сад
Эдена». Итак,
Откровение 2:7
показывает,
что однажды
мы сможем
есть от
дерева жизни
в Эденском
саду! Далее в
книге
Откровения
мы видим, что
дерево жизни
находится в
новом Иерусалиме:
Откровение
21:1-3, 21:10, 22:1-5 И
увидел я
новое небо и
новую землю;
ибо прежнее
небо и
прежняя
земля
миновали, и
моря уже нет.
И я Иоанн
увидел
святый город
Иерусалим,
новый,
сходящий от
Бога с неба,
приготовленный
как невеста,
украшенная
для мужа своего.
И услышал я
громкий
голос с неба,
говорящий:
се, скиния
Бога с
человеками, и
Он будет
обитать с
ними; они
будут Его народом,
и Сам Бог с
ними будет
Богом их.
И
вознес меня в
духе на
великую и
высокую гору
и показал мне
великий
город, святый
Иерусалим,
который
нисходил с
неба от Бога.
Среди
улицы его, и
по ту и по
другую
сторону реки,
древо жизни,
двенадцать
раз приносящее
плоды, дающее
на каждый
месяц плод
свой; и
листья
дерева для
исцеления
народов. И ничего
уже не будет
проклятого;
но престол Бога
и Агнца будет
в нем, и рабы
Его будут служить
Ему. И узрят
лице Его, и
имя Его будет
на челах их. И
ночи не будет
там, и не
будут иметь
нужды ни в
светильнике,
ни в свете
солнечном,
ибо Господь
Бог освещает их;
и будут
царствовать
вовеки веков.
Так мы
прошли
полный цикл,
возвратившись
к Дереву
жизни и реке
Эденского
сада. Помните,
что река
обеспечивала
нам
единственную
связь с
Эденом после
того, как мы
были изгнаны
оттуда за
совершение
греха. Эта
связь является
подоплекой
миквэ
(погружения,
омовения).
Также
следует
отметить, что
название реки
Иордан
означает:
«исходящий из
Эдена или от
Судьи». «Что
было, то и
будет
И нет
ничего
нового под
солнцем».
Идеал,
сотворенный
Богом для
человека,
вновь станет
доступным
для нас в тот
день, когда
мы будем
свободны от
греха.
Во дни Ноя
потоп стер
все следы
рек, которые
имели
отношение к
Эдену и о
которых мы
читаем в
книге Бытие.
Нет никаких
оснований
считать, что
современные
Тигр и Евфрат
это те же
реки, что
текли до потопа
и были
известны под
теми же
названиями. Я
считаю, что
этим был
положен
конец
земному саду
Эдена. Это
также
помогло бы
объяснить тот
факт, что
сегодня мы не
можем обнаружить
следов этого
сада.
Я
предполагаю,
что дерево
жизни
было/будет посажено
в том месте,
где был/будет
помещен Ковчег
Завета, в
Святая
Святых.
Помните, что
в Ковчеге
находились
каменные
скрижали с Десятью
изречениями,
в которых
кратко изложена
суть Торы.
Эти скрижали
символизировали
Тору, которая
является
деревом
жизни. Теперь
же мы знаем,
что вечную
жизнь можно
обрести
только в Иешуа:
1 Иоанна
5:11-12 Свидетельство
сие состоит в
том, что Бог
даровал нам
жизнь вечную,
и сия жизнь в
Сыне Его.
Имеющий Сына
(Божия) имеет
жизнь; не
имеющий Сына
Божия не
имеет жизни.
Из
нижеприведенного
отрывка
также просматривается
связь между
Эденским
садом и Храмовой
горой:
Иезекииль
28:12-15 Сын
человеческий!
плачь о царе
Тирском и скажи
ему: так
говорит
ГОСПОДЬ Бог:
ты печать
совершенства,
полнота
мудрости и венец
красоты. Ты
находился в
Эдене, в саду Божием;
твои одежды
были
украшены
всякими драгоценными
камнями;
рубин, топаз
и алмаз, хризолит,
оникс, яспис,
сапфир,
карбункул и изумруд
и золото, все
искусно
усаженное у
тебя в
гнездышках и
нанизанное
на тебе, приготовлено
было в день
сотворения
твоего. Ты
был
помазанным
херувимом,
чтоб осенять,
и Я поставил
тебя на то; ты
был на святой
горе Божией,
ходил среди
огнистых
камней. Ты совершенен
был в путях
твоих со дня
сотворения
твоего,
доколе не
нашлось в
тебе беззакония.
Итак,
Иешуа
является
Живой Торой и
деревом жизни!
Оба
этих символа
точно
описывают
Иешуа. Но постойте,
есть и еще
кое-что!
Обратите
внимание на
следующий
отрывок:
Лука 23:39-43 Один из
повешенных
злодеев
злословил
Его и
говорил: если
Ты Христос, спаси
Себя и нас.
Другой же
напротив
унимал его и
говорил: или
ты не боишься
Бога, когда и
сам осужден
на то же? И мы
осуждены
справедливо,
потому что
достойное по
делам нашим приняли;
а Он ничего
худого не
сделал. И
сказал
Иисусу:
помяни меня,
Господи, когда
приидешь в
царствие
Твое! И
сказал ему Иисус:
истинно
говорю тебе,
ныне же
будешь со Мною
в раю.
Где бы ни
находился
земной
Эденский сад
(рай), Иешуа
вместе с
разбойником
отправились в
небесный сад
Эдена в день
своей смерти.
Согласно р.
Исааку
Наппаха, тот
факт, что Храм
был построен
неподалеку
от места
Акеды («связывания
Исаака», Зев. 62а),
послужил
основой для
следующего
толкования:
«похороненный
в земле
Израильской
подобен
похороненному
под
жертвенником»2. Я
считаю, что
именно там и
находятся
святые:
Откровение
6:9-11 И
когда Он снял
пятую печать,
я увидел под
жертвенником
души
убиенных за
слово Божие и
за
свидетельство,
которое они
имели. И
возопили они
громким
голосом,
говоря:
доколе,
Владыка
святый и истинный,
не судишь и
не мстишь
живущим на
земле за
кровь нашу? И
даны были
каждому из
них одежды
белые, и
сказано им,
чтобы они
успокоились
еще на малое
время, пока и
сотрудники их
и братья их,
которые
будут убиты,
как и они,
дополнят
число.
Однако я
немного
отклонился
от темы.
Павел
показывает,
что небесный
сад Эдена
(рай)
находится «вверху»:
II
Коринфянам 12:2-4 Знаю
человека во
Христе,
который
назад тому
четырнадцать
лет, в теле ли
не знаю, вне
ли тела не
знаю: Бог
знает,
восхищен был
до третьего
неба. И знаю о
таком
человеке,
только не знаю,
в теле, или
вне тела: Бог
знает, что он восхищен
в рай (то есть
вознесен,
поднят
наверх), и
слышал неизреченные
слова,
которых
человеку
нельзя
пересказать.
Если
небесный сад
Эдена
находится
вверху, то
вполне
вероятно то,
что он
спустится
вниз вместе
с Новым
Иерусалимом.
Я верю, что
Бог покажет
нам небесный
сад Эдена
(рай) после того,
как обновит
землю в конце
седьмого тысячелетия.
В
приведенном
ниже отрывке
мы видим
Сион, его
опустошенность
теперь и его
преображение
в будущем:
Исайя 51:3 Так,
ГОСПОДЬ
утешит Сион,
утешит все
развалины
его, и
сделает
пустыни его,
как рай, и степь
его, как сад
ГОСПОДА;
радость и
веселие будет
в нем,
славословие
и песнопение.
Так как
этого еще не
случилось, мы
можем ожидать
этого дня!
Итак,
Эден был
святилищем,
свободным от
греха, где
ГОСПОДЬ
обитал с
человеком.
Новый
Иерусалим в
Эдене будет
святилищем, свободным
от греха, где
ГОСПОДЬ
будет обитать
с человеком
на земле.
Сад Эдена. Новый
Иерусалим
(небесный
Эден)
Посажен на
востоке
Эдена. Быт. 2:8
Посажен в
земле Авраама.
Быт. 13:15
В саду было
дерево жизни.
Быт. 2:9
Дерево
жизни,
приносящее
двенадцать
урожаев. Откр.
22:2
Река,
орошавшая
сад, вытекала
из Эдема. Быт. 2:10
Река воды
жизни. Откр. 22:1
ГОСПОДЬ
ходил по саду.
Быт. 3:8
обитание
Бога с
человеком.
Откр. 21:3
Земля
проклята.
Быт. 3:22
Окончание
действия проклятия.
Откр. 22:3
Он не
должен есть
от дерева
жизни. Быт. 3:22
Они могут
есть от
дерева жизни.
Откр. 22:14
Херувим
охраняет
дерево жизни.
Быт. 3:24 Херувим
охраняет
Ковчег. Исх. 25:20, 3
Цар. 6:23
Есть
также и
другие
интересные
параллели3:
Как был
создан мир?
Когда Ашем
сотворил мир,
Он не
создавал его
сразу как
огромное
пространство
для
существования.
Скорее, Он
сотворил
единственную
точку,
которую
растянул до
полной
вселенной. Мы
знаем, где
находилось
это место,
эта исходная
точка.
Приблизительно
за милю от
того места,
где я пишу эти
слова. За
Котелем,
«Западной/Стеной
плача», на
холме, где
теперь
находится
мечеть, лежит
камень. Этот
камень
называется
Эвен Шесия
буквально
это
обозначает
«камень основания».
Из этого
камня была
расширена вся
вселенная.
Другими
словами,
когда Ашем сотворил
мир,
существовала
единственная
точка
контакта
между высшим
миром и этим
миром. Место,
в котором
находился
этот камень, было
местом, где
Ашем
испытывал
Авраама, потребовав
от него
принести в
жертву его
сына Исаака;
этот камень
был тем
местом, где
Иакову было
видение о
лестнице,
соединяющей Небеса
и Землю, и
ангелах,
восходящих и
сходящих по
ней. Возле
этого камня
находились
два
Священных
Храма. В
первом Храме
Священный
ковчег
располагался
на вершине
Камня Основания,
а вокруг него
Святая
Святых; вокруг
Святая
Святых
находилось
Святилище; вокруг
Святилища
внутренний
двор Храма; а вокруг
него был
Иерусалим; а
вокруг
Иерусалима
вселенная.
Именно возле
этого камня
мы жаждем
увидеть
Третий и
последний
Храм, который
будет явлен в
месяц хешван.
Связанные
миры
В Псалме 49,
Мизмор
ЛАссаф,
сказано: «С
Сиона, который
есть верх
красоты,
является
Бог». Что это
значит Бог
«является» в
этот мир с
Сиона? Это
означает, что
есть место,
называемое
«Сион»,
которое
связывает «верхний»
мир с этим
миром. Сион
является тем
местом, где
кладется
камень
основания. Они
одно и то же,
врата в то
место,
которое находится
за пределами
этого мира.
«Сион» («Цийон»)
интересное
слово. Оно
связано со
словом
«лцаэйн»,
означающим
«отмечать», «показывать»,
«указывать на
что-либо».
Когда мы говорим,
что мир был
основан в
некой точке,
называемой
Сион, это
означает, что
в основе мира
лежит единый
принцип
само его
существование
должно быть
«мицаайн», то
есть
указывать на
определенную
истину.
Когда вы
создаете
нацию, клуб
или компанию,
то должны
принять
декларацию
своих целей. Когда
отделялись
американские
колонии, ими
была
составлена
«Декларация
независимости».
Так
появились
Соединенные
Штаты. Основывая
или создавая
что-либо,
необходимо обязательно
знать
конечную
цель, ради
которой вы и
создаете это.
Другими
словами, когда
мы говорим о
том, что мир
был основан в
месте,
называемом
Сион, то Сион
это не просто
отправной
пункт, то
есть то
место, из которого
исходит и
распространяется
мир, он также
является и
его целью.
Цель Сиона
указывать.
Указывать на
тот факт, что
существует
нечто,
простирающееся
за пределы
огромного
неизмеримого
пространства
небытия; показать,
что
существует
мир помимо
этого.
Как мы
сказали
ранее, именно
на Сионе
Иакову было
явлено
месторасположение
Храма. Каким
образом
святой Храм
был явлен
Иакову? При
помощи
лестницы.
Ничто в Торе
не является
случайным
совпадением.
Какова идея
лестницы?
Лестница
это то, что
соединяет
одно место с
другим.
Лестница
Иакова
рассказывает
нам о
существовании
места,
называемого
Сионом,
которое
свидетельствует
о связи между
тем, что
вверху, и тем,
что внизу.
Задача Сиона
быть
перстом,
указующим
вверх, как бы
говоря:
«Существует
высший мир. И
само наше
существование
доказывает
это».
1. Бехорос
55а. См. Мальбим
на Быт. 2:10.
2. Тосефта,
Ав. Зар. 3:3
S. Lieberman, Hellenism in Jewish
Palestine, 1950, p.163
3. R.
Yaakov Asher Sinclair, Seasons of the Moon.