Священники
Грег Киллиан
В данной статье я хотел бы исследовать священство, и то, каким образом, не будучи потомком Аарона, Йешуа мог быть священником. Давайте начнём с изучения древнееврейского слова “священник”.
“Священник” по-еврейски – коѓен. Словарь Стронга так определяет это слово:
3548 коѓен, ко-ѓаней; действ. прич. от 3547; букв. тот, кто совершает богослужение, священник; также (по обычаю, не по закону) человек, исполняющий обязанности священника (будучи мирянином): верховный правитель, священник, князь, главный чиновник.
Первое использование слова “коѓен” мы находим в:
Бытие 14:14-20 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска. И возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлоамера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему на встречу в долину Шаве, что ныне долина царская. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога всевышнего. И благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог всевышний, который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего.
Мелхиседек означает:
4442 Малкий-Цедек, мал-кей-це-дек; от 4428 и 6664; царь праведный; Малки-Цедек, древний царь в Палестине: -Мелхиседек.
Первоначальное использование этого слова даёт нам ключ к тому, каким Бог задумал священство и какая роль ему отводилась. Заметьте, что этот Божий священник не был левитом (Левий, праправнук Авраама, еще не был рождён). Талмуд говорит о Мелхиседеке следующее:
Талмуд – трактат Недарим 32бР. Захария сказал от имени р. Ишмаэля: Святой, благословен Он, задумал произвести священство от Шема (в русской традиции – Сима, прим. пер.), как написано: И он (т.е. Мелхиседек) был священником Бога всевышнего. Но так как он сначала благословил Авраама, а не Бога, то Он произвел его (священство) от Авраама; как написано: И благословил его и сказал: Благословен Аврам от Бога всевышнего, Владыки неба и земли; и Благословен Бог всевышний. Сказал Авраам ему: “Благословляется ли слуга прежде своего господина?” В то же мгновение оно (священство) было отдано Аврааму, как написано: “сказал Господь Господу моему: садись по правую руку от Меня, пока не положу врагов твоих в подножие ног твоих”; за чем следует: “Клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека”, значит - “из-за слов Мелхиседека”. Отсюда написано: “И был он священник Бога всевышнего”, (подразумевая, что) он был священником, но не его семя.
Из Талмуда мы узнаем, что звание “Мелхиседек” имел Шем, третий сын Ноаха. Шем получил право первородства, которое обычно принадлежало первенцу. Нам известно, что Шем был третьим сыном Ноаха из:
Талмуд – трактат Санѓедрин 69б …И было Ноаху пятьсот лет, и родил Ноах Шема, Хама и Йафета; отсюда (если порядок согласно возрасту), Шем был, по меньшей мере, на год старше Хама, а Хам на год старше Йафета, т.е. Шем был на два года старше Йафета. Теперь, написано, “И Ноаху же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю”; и написано, “И вот родословие Шема: Шем был ста лет, и родил Арпахшада (Арфаксада), через два года после потопа. Но было ли ему сто лет? Ему должно было быть сто два года? Отсюда, ты должен сказать, что они (дети Ноаха) перечисляются согласно мудрости (не возрасту); тогда и здесь также (в случае сынов Теры (Фарры)), они расположены согласно мудрости.
Р. Кахана сказал: я повторил этот диспут перед р. Зебидом из Наардеи. На это он сказал мне: “Ты делаешь вывод (о том, что порядок приведён согласно мудрости) из этих стихов, но мы заключаем это из следующего: также у Шема, отца всех детей Евера, брата старшего Йафета, даже у него родились дети; это значит, что он был старшим из братьев”.
Предполагаю, что Шем получил право первородства, когда Ханаан был проклят.
Священство Мелхиседека важно, поскольку оно также было священством Йешуа:
Евреям 5:5-10 Так и Христос не Сам по Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”; как и в другом месте говорит: “Ты священник вовек по чину Мелхиседека”. Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение; хотя Он и Сам, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
Из этого отрывка мы узнаем, что Мелхиседек был также первосвященником. Итак, в чём заключается различие между священством Мелхиседека и священством левитов? Для ответа на данный вопрос нам необходимо исследовать происхождение священства левитов. Впервые левиты начинают действовать в:
Исход 32:22-29 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: “сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось”. И я сказал им: “у кого есть золото, снимите с себя”. И отдали мне; я бросил его в огонь и вышел этот телец. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению его пред врагами его. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И сказал он им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.
Левиты были отделены для Бога, потому что они не участвовали в грехе создания золотого тельца, и в то время они собрались к Моисею, чтобы уничтожить грешников. Позже Бог отделил первородных сынов для левитов:
Числа 3:40-45 И сказал Господь Моисею: исчисли всех первенцев мужеского пола из сынов Израилевых, от одного месяца и выше, и пересчитай их поименно; и возьми левитов для Меня, - Я Господь, - вместо всех первенцев из сынов Израиля, а скот левитов вместо всего первородного скота сынов Израилевых. И исчислил Моисей, как повелел ему Господь, всех первенцев из сынов Израилевых. И было всех первенцев мужеского пола, по числу имен, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи двести семьдесят три. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми левитов вместо всех первенцев из сынов Израиля, и скот левитов вместо скота их; пусть левиты будут Мои. Я Господь.
Сноска в Талмуде Сончино проясняет это:
Талмуд – трактат Санѓедрин 17а Сноска номер 13: Числа III, 47. После завершения строительства Скинии, левиты были призваны заменить первенцев всего Израиля в служении при святилище (ср. Исход 24, 5; 19, 24). Для того чтобы совершить передачу служения, подсчитали количество как первенцев, так и левитов. А когда обнаружилось, что первых было двадцать две тысячи двести семьдесят три; а последних – двадцать две тысячи, то превышающее число первенцев, двести семьдесят три, было искуплено за пять шекелей за душу. (Пять шекелей – по закону сумма для выкупа первенца. См. Числа 18, 16).
Итак, священство левитов было установлено по причине греха золотого тельца. До того времени священство принадлежало первенцам мужского пола. Поэтому священство левитов стало заменой священства первенцев, что было совершенным Божьим замыслом. Этот замысел был установлен при Адаме, и являлся нормой до греха золотого тельца.
Так почему же Авраам отдал десятину Мелхиседеку, он же Шем? Талмуд говорит о “дворе” или “иешиве” Шема в: Талмуд Авода Зара 36б и Макот 23б. Традиция указывает, что Авраам учился в иешиве (школе, где изучают Тору) Шема и Евера.
Библейские персонажи Шем и Евер образовали Иешиву Шем В’Евер. Праотец наш Яков учился в ней 14 лет. Все это происходило до получения Торы на горе Синай.
Я думаю, два места в Талмуде Бавли упоминают иешиву Шема: Авода Зара 36б и Макот 32б.
Шем, будучи сыном Ноаха, должен был создать Бейт Дин, исполняя одну из семи концепций Ноаха. Целью этого Бейт Дина являлось разрешение споров и создание законодательства для правильного руководства обществом. Официально Яков принял шимуш, ученичество в иешиве, и учился, как быть судьей и посек.
О Шеме говорится, что он пророчествовал (см. раши в Паршат Толдот) и, по крайней мере, имел Руах Ѓакодеш (Святого Духа), когда принимал и провозглашал законы.
Относительно общего вопроса о том, изучали ли Авот (праотцы) Тору Шебеал Пе, я бы вновь обратился к Толдот, полагаю, это находится в Берешит главе 26, в стихах 4, 5 или 6. Здесь Раши цитирует гемору в йевамот и мидраш рабба относительно утверждения о том, что Авот следовали Торе Шебихтав и Шебеал Пе.
Что касается вопроса о том, носили ли Авот тфилин, то все зависит от того, как вы рассматриваете мидраш – буквально или же как драш, в котором подчёркивается общий смысл.
Относительно того, почему мы не следуем решениям Шем В’Евер, в противоположность дискуссиям Шамая и Гиллеля: Тора, которой мы следуем, была дана Моше и Бней Исраэль на Хар Синай. Она не была выведена логическим путём, в отличие от решений Шем В’Евер. На Синае мы поклялись соблюдать Тору. Авот не принимали на себя клятвы следовать Торе (вот почему это ставится им в особую заслугу). Гиллель и Шамай и все дискуссии в Торе Шебеал Пе стремятся к этой цели – чтобы выполнить клятву о соблюдении Торы.
Каким образом Шем узнал, в чём заключается роль священника?
Мелхиседек, чьё имя Шем, был очень близок Адаму. Шем жил в дни Матушелаха (Мафусала), а Матушелах жил во время Адама. Талмуд сообщает об этом факте:
Талмуд – трактат Бава Батра 121б Наши раби учили: Семь (мужей) охватили (жизнь) всего мира. (Ибо) Матушелах (Мафусал) видел Адама; Шем видел Матушелаха, Яков видел Шема; Амрам видел Якова; Ахия из Шилло (Силомитянин) видел Амрама; Илия видел Ахию из Шилло (Силомитянина), и он всё ещё жив.
This study was written by
Rabbi Dr. Hillel ben David
(Greg Killian).
Comments may be submitted to:
Rabbi Dr. Greg Killian
6970 Axis St. SE
San Antonio, TX 78252
Internet address: gkilli@aol.com
Web page: http://www.betemunah.org/
(360) 918-2905
Return to The WATCHMAN home page
Send comments to Greg Killian at his email address: gkilli@aol.com